Основы пейзажа. Часть 2

Времена года

В каждом времени года есть свои особенные, прекрасные моменты, поэтому не стоит откладывать съемку природы на летний отпуск. Вы можете сделать замечательные, сказочные пейзажные фотографии в ясный зимний день. Обратите внимание, что нужно использовать экспокоррекцию, чтобы снег получился на снимке белым, а не серым.

Осень – необычайно красочное время, когда в палитру вашей фотографии могут попасть желтый, зеленый, оранжевый, золотистый, багровый – одним словом, все цвета радуги. Солнце часто бывает ярким и сильным, и при этом все вокруг выглядит живым и торжественным.

Весенние теплые деньки, когда вся природа оживает после зимней спячки, также дарят прекрасный материал для съемки. Лучше всего фотографировать в солнечную безветренную погоду — простой ответ на вопрос «как сделать фотографию красивой ». Избегайте съемки при сильном ветре – движущиеся ветки деревьев, трава или цветы могут смазать кадр.

Композиция

Построение композиции – один из важнейших моментов в технике пейзажной фотографии. Чаще всего кадры, изображающие пейзаж, компонуются горизонтально, но это совсем не обязательно. Если главный элемент сюжета расположен вертикально, то, конечно, можно развернуть камеру.
Основы пейзажа. Часть 2
Линия горизонта на снимке не должна находиться посередине. Если вы хотите сделать акцент на небе, скомпонуйте кадр так, чтобы небо занимало две трети. Если же главный объект на вашей фотографии расположен на переднем плане, небо должно занимать одну треть. Держите фотоаппарат как можно ровнее – «упавший» горизонт способен испортить даже самый великолепный кадр.

Определите, что будет смысловым центром вашего кадра: одинокое дерево, скала, живописный лес, склон, дорога. С помощью композиционной сетки на ЖК-экране (в видоискателе) разделите кадр на трети по горизонтали и по вертикали. Главный объект расположите на пересечении любых из горизонтальных и вертикальных линий сетки.

По возможности сделайте так, чтобы на снимке было три плана: передний, средний и дальний, тогда пейзаж будет выглядеть более объемно. Задний план может быть размыт, скрыт атмосферной дымкой, но передний план должен быть обязательно четко прорисован.

По возможности сделайте так, чтобы пейзаж не был «пустым». Постарайтесь чем-нибудь заполнить пустое пространство. На небе это могут быть облака, на переднем плане – ветки, листья, кустарник, высокая трава, камни. Если подобрать заполнение невозможно, то кадрируйте (с помощью оптического приближения или просто подходя поближе) так, чтобы подчеркнуть более интересную часть пейзажа. Можно сделать снимки с разных точек зрения – прямо, под углом, с нижней точки. Можно подняться на холм, горку, какое-либо строение – это позволит сделать панорамный снимок.

Выбирая сюжет для фотографии, найдите то, что будет его главным элементом, на чем будет сделан акцент, как окружающая обстановка дополнит и подчеркнет этот центральный элемент. Следите, чтобы главный объект гармонично вписывался в кадр. Например, дерево не должно вырастать прямо из нижней границы кадра. Нужно оставить немного места внизу, «захватив» кусок земли под деревом.

Совсем не обязательно делать снимки только общих планов. Внимательно присмотревшись, вы можете выделить интересные, красивые и выразительные детали пейзажа.

Но не стоит при этом сильно зумировать, иначе на фотографии получится вырванный из общего контекста, лишенный смысла кусок.

По возможности поместите в кадр диагональные линии, такие как тени, постройки, небольшие возвышенности, склоны гор – это придаст снимку гармоничности и выразительности. Интересно будут смотреться разные извилистые линии – тропинки, дороги, идущие от переднего края вглубь кадра.

Правильное цветовое решение для пейзажа – когда все выдержано в единой тональности. Фотография получится великолепной, если на ней будут богатые нюансами и гармоничные разные оттенки одного цвета.

Основные правила

Чтобы научиться находить интересные сюжеты для пейзажа, нужно постоянно внимательно вглядываться в окружающий мир.

Достичь мастерства в фотографировании пейзажей вы можете только одним способом – постоянно практикуясь. Без этого теория быстро забывается и не дает никакого эффекта. Старайтесь больше путешествовать, снимать, экспериментировать – так вы будете знать, как добиться нужного результата и избежать ошибок. По возможности, все время носите фотоаппарат с собой – самые интересные кадры зачастую получаются случайно. Самое главное – постоянно практикуясь, вы найдете свой стиль и ваши снимки станут узнаваемыми и неповторимыми.

Читать первую часть статьи «Основы пейзажа. Часть I»